Поиск по сайту:
 

Ресурсы, ресурсы...

     

Колпашевское авиапредприятие

                Колпашево. Сегодня: 19.04.2024 года   Сделать стартовой страницей.   

Колпашево новости события

    Автомобили    Автофорум   В мире   Мост в Колпашево   О Колпашево   История города Колпашево    Газета Советский Север   Авто   Компьютеры   Проблемы чтения   История России    Главная    Гостевая    Форумы   "В нашей стране и в мире"   Нарымский край   Каталог интернет ресурсов   Последние Новости Колпашева   Архив новостей 2009   История Колпашева  Публикации Колпашевских авторов "Родом из Колпашева"  

                 

  

Как всё начиналось...

Колпашево - маленький городок, расположен на крутом правом берегу реки Обь. Считается, что поселение основано в 1670-х годах служилыми людьми Колпашниковыми. Его история неразрывно связана с водной дорогой на восток, которая проходила через реку Кеть. В XVIII - XVIII веках по этой дороге пролегали маршруты русских посольств в Китай и знаменитые Камчатские экспедиции, возглавляемые В. Берингом, Н.И. Чириковым.
Колпашево - маленький городок, расположен на крутом правом берегу реки Обь. Считается, что поселение основано в 1670-х годах служилыми людьми Колпашниковыми. Его история неразрывно связана с водной дорогой на восток, которая проходила через реку Кеть. В XVIII - XVIII веках по этой дороге пролегали маршруты русских посольств в Китай и знаменитые Камчатские экспедиции, возглавляемые В. Берингом, Н.И. Чириковым. Со временем значение Кетской дороги на восток несколько принизилось, однако на рубеже XIX - XX веков Колпашево вновь оказалось на большом водном пути из Оби в Енисей. Этому способствовал построенный в XIX веке Обь-Енисейский канал. В начале XX века Колпашево было крупным селом, где наряду с коренными жителями проживала большая колония политссыльных. Здесь отбывали ссылку Я.М. Свердлов, А.В. Шотман, И.Н. Смирнов и другие. В годы Советской власти в Колпашево ссылались раскулаченные крестьяне, представители других слоев населения -противники существовавшего строя. В их числе был известный русский поэт Николай Клюев. В 1932 году с. Колпашево становится центром Нарымского округа Западно-Сибирского края. Территория округа составляла более 2/3 нынешней Томской области. Став центром округа, Колпашево стало динамично развиваться, создавались промышленные предприятия. Велось жилищное строительство. В 1933 году село Колпашево получает статус рабочего поселка, а 4 декабря 1938 года - города. Промышленное и культурное развитие города и в целом округа сдерживала слабо развитая сеть наземных коммуникаций. Водный транспорт действовал с мая по октябрь.Надежньш связующим мостом между Колпашево и "большой землей" могла стать только авиация, которая к этому времени прочно стала на крыло в Западно-Сибирском крае. Вспоминает первый начальник аэропорта Колпашево Л.Г. Швецов: "В конце 1932 года в Новосибирске я встретил А.П. Нелюбина, председателя Нарымского окрисполкома, который рассказал о трудностях связи центра округа Колпашево с Новосибирском, Томском. Нелюбин А.П. и Лыков Д.М., управляющий Нарымским отделением Сибпушнины, просили содействия в открытии авиационного сообщения. В Колпашево был направлен авиатехник Иван Королихин. Мне и пилоту Овсянникову С.Е. было поручено вылететь в Колпашево подобрать место для зимнего аэродрома. И вот мы с Овсянниковым С.Е. в Колпашеве на самолете Р-5 сели на лед Оби вблизи острова с длинной песчаной косой. Место удачное, без застругов и заносов. Проинструктировал прибывшего осенью пароходом авиатехника Королихина, представителей местных властей о подготовке аэродрома, метеонаблюдениях. Составили кроки, обустроили взлетно-посадочную полосу на реке Обь, ниже поселка Колпашево. Так зимой 1932-1933 г.г. начались полеты Новосибирск - Колпашево". Продолжим воспоминания Л. Швецова: "Осенью 1933 года на барже, груженой различным техническим имуществом, вплоть до моторов, я снова прибыл в Колпашево. Там меня ожидали помощники - авиатехник Королихин и авиамоторист Тонкое, прибывшие раньше с горюче-смазочными материалами. Выгрузились ниже поселка. Когда лед достаточно окреп, здесь же оборудовали аэродром, на берегу построили насыпной барак, провели телефон. Все это, конечно с помощью организаций и населения. Установлено было надежное воздушное сообщение. На АНТ-9 летали пилоты Лапоногов, Иванов, Чириков, Туляровский, Каменев; на Р-5 Романов, Овсянников. И.С. Лапоногов в авиации с 1914 года, участвовал в гражданской войне, очень опытный летчик. В.А. Романов - один из первых русских летчиков, летал на первом в мире четырех моторном биплане "Илья Муромец". Остальные были менее опытные, но достаточно умелы, чтобы летать в условиях Севера. В дальнейшем мне приходилось организовывать многие авиаподразделения, воздушные линии, аэродромы, площадки, но таких трудностей, как тогда в Нарыме, я не встречал. И дело даже не в недостатке опыта. В те годы во многих случаях приходилось начинать даже с "голого места",не имея метеообеспечения никакого, связь или отсутствовала, или была ненадежна. Подготовленных людей на подобранных площадках не было, приходилось набирать из местных жителей, учить накоротке. Случались анекдотические вещи. Просишь добавить масла. Приносили масло, но... сливочное. Несмотря ни на что, работали. У меня сохранился приказ управления Запсибпушнины, в котором говорится: "За энергичную работу по выброске пушнины с отдаленных пунктов Севера на центральные приемосортировочные базы премировать ряд авиаработников". В числе премированных были Лапоногов, Иванов, Швецов и другие товарищи. В последующие годы связь с Колпашевом была уже круглогодичной, оборудовали сухопутный аэродром. На самолетах СП, Р-5, Ш-2 (гидросамолет) в больших (имею в виду те времена) масштабах проводилась таксация и патрулирование лесов, перевозили пассажиров, различные грузы, ну и, конечно, почту. Я назову фамилии некоторых пилотов, работавших на Обском Севере. Это Антонов, Бычков, Богомазов, Мотин, Музолевский, Ефремов, Шишков, Данилов, Емельянов, Холуев, Грицкевич, Полоневский, Поль, Оленев, Берников, Полтавский, Васин, Зубков, Степанов, Попов, Охрименко, Бондарев. Забегая вперед, отметим, что все указанные пилоты в годы Великой Отечественной войны ушли на фронт, некоторые погибли, защищая Родину. Местные власти уделяли первостепенное значение безопасности и регулярности полетов. Ярким подтверждением тому может служить следующий документ: "Обязательное постановление № 11 Колпашевского поселкового Совета того же района, Нарымского округа Западно-Сибирского края" от 16 декабря 1934 года. "§]. В целях обеспечения регулярного воздушного сообщения авиалинии Новосибирск - Колпашево, нормальной посадки и подъема самолетов на аэродроме р. п. Колпашево, воспретить всем гражданам, проживающим на территории Колпашевского поссовета, проезжим из других районов, проезд на лошадях и пешее хождение на территории, отведенной аэродрому под посадку самолетов на Красноярском песке в границах впадения р. Кеть в р. Обь до потока и от берега Красноярского, сора до русла р. Обь. Примечание: Территория аэродрома должна быть обвешана вешками с установлением авиационных знаков для посадки самолетов. § 3. Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его подписания и действует на территории Колпашевского поссовета до конца авиационно-воздушного сообщения Новосибирск - Колпашево. 1935 г. Председатель поссовета Голоднев. Зам. секретаря Никифоров Вернемся к рассказу Л.Г. Швецова. Перезимовав в Колпашеве зиму 1933-1934 г. в качестве начальника аэропорта и воздушной линии Новосибирск - Каргасок, мне не разрешили возвращаться в Новосибирск, пока я не выберу место для строительства аэропорта. Это была тяжелая задача - везде тайга, болота. Единственное место -окраина..." Так на северо-восточной окраине Колпашева возникло нынешнее авиапредприятие - филиал федерального унитарного государственного предприятия "Томское производственное авиационное объединение (КФ ФГУП "ТомскАвиа"). В 1935-1938 г.г. шло интенсивное освоение воздушных трасс на севере области. Регулярное сообщение было установлено с Каргаском, Белым Яром, Уватом (Тюменская область). Развивалась наземная база. 1939 год. Штат аэропорта невелик - около 20-25 человек, возглавляет его с 1937 года М.С. Ерлыков. Аэропорт имеет стандартный набор для обслуживания воздушных судов: водомаслогрейку, заправочную бригаду, склад ГСМ, авиаметстанцию и тепляк для обслуживания самолетов. Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1938-1942 годы предусматривал дальнейшее укрепление индустриальной мощи страны, повышение благосостояния народа, усиление обороноспособности. Небольшой, но слаженный и трудолюбивый коллектив аэропорта Колпашево активно включился в работу по выполнению 3-й пятилетки. В пятилетнем плане на 1938-1942 годы отмечалось: "Сосредоточить работу гражданской авиации на основных государственных линиях. Поднять техническое оборудование воздушных магистралей, расширив и улучшив наземное оборудование". В начале 1940 года из Новосибирска в Колпашево прибывает опытный специалист по радиосвязи Коростин Александр Никитович, который был начальником радиостанции и радистом. Так зародилось в Колпашеве подразделение по радиотехническому обеспечению полетов. В коллективе аэропорта хорошо было организовано социалистическое (стахановское) соревнование, регулярно проводилось подведение итогов. Так, в приказе от 7 февраля 1940 года отмечаются лучшие работники: авиамоторист Губин Г., моторист компрессорщик Варламов Ф.И., метеонаблюдатель Ксенофонтов Д.Е.Понимая, что война неминуема, коллектив повышал свою физическую подготовку. Зимой проводились лыжные кроссы. Вот маршрут одного из них на 45 км: аэропорт - с. Тогур - с. Езенгино - река Обь - Селекционная станция - летний тракт - аэропорт. В гражданской авиации, как и во всех отраслях народного хозяйства, в предвоенные годы принимались жесткие меры по наведению порядка и дисциплины. За опоздание на работу, прочие нарушения работники незамедлительно отдавались под суд. К концу 1940 года аэропорт Колпашево располагал достаточно большой сетью аэродромов, посадочных площадок на местных воздушных линиях Нарымского округа. В годы предвоенных пятилеток аэропорт Колпашево стал частью единой транспортной системы страны.

Как у нас в городе Колпашево... Новости города Колпашево...

Выборы Главы Колпашевского района! Не оставайся в стороне!

07.12.2015 Открытое письмо Владимира Запецкого в ответ на полемику по теме "Колпашевский Яр"

Владимир Запецкий

КОЛПАШЕВСКИЙ ЯР: НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ СИБИРЯКОВ

 "Жители Колпашева с интересом наблюдали за операцией. Никто не протестовал… Город прожил это лето, в общем, спокойно. Как всегда", - так в своей недавней публикации Сергей Пархоменко представил уничтожение захоронения жертв сталинских репрессий на берегу Оби в мае 1979-ого. И подытожил: "Это история не про сталинские репрессии, не про большой террор, не про НКВД, не про государственную машину уничтожения. Это история про советского человека. Про наших сограждан, земляков, братьев и сестёр. Про сибирский характер".

Подробнее по данной теме в Колпашево.

11.08.2013 Предвыборная борьба началась!

Выборы Главы Колпашевского района
Выборы. Как много смысла в данном слове… Наш город, как и другие уголки нашей страны и всего "демократического мира" не является исключением из общих правил. Жизнь накануне, до и после данного события сопровождается, как правило, одними и теми же событиями не зависимо от географического местоположения, национальной принадлежности или вероисповедания. Все политические силы стремятся вложить в данный промежуток своей общественной жизни особый смысл, высокую идею, и сверх желание, сопровождающееся различными хитростями, действиями, и особенностями своего поведения, для достижения главной цели - донести до простого избирателя как надо себя вести при выборе самого "достойного" кандидата. В данный момент не важны принципы и здравый смысл, важна только цель, а она и оправдывает любые средства… Быть или не быть - вот в чем вопрос, а дальше все будет так как будет. Наш город и район всего лишь маленькая частица большого мира, живущего по одному общему закону….
Подробнее по данной теме в Колпашево.

31.07.2012. Медведи в Городе

Медведи в городе Колпашево.

В последнее время очень резко увеличилось количество особей медведей Томской области. Не стал исключением и Колпашевский район. Косолапые чувствуют себя полноправными жителями и участниками дорожного движения как в городе так и на селе и совсем не боятся ни машин ни людей.

Подробнее по данной теме в Колпашево.

05.12.2011. Выставка "Рукотворное чудо" 2011 год.

Чудеса рукотворные в городе Колпашево 2011 год
Чудеса рукотворные в городе Колпашево
В рамках проекта "Рукотворное чудо" в библиотеках муниципального учреждения "Библиотека" организуются выставки работ местных мастеров-умельцев. Вот уже на протяжении пяти лет в преддверии Дня города библиотеки превращаются в выставочные залы, где можно увидеть самые разноплановые работы, познакомиться с различными жанрами, техниками, литературой по рукоделию, побывать на мастер-классах, встретиться с умельцами, чье творчество мы представляем в своих стенах. В этом году выставки работали с 18 ноября по 2 декабря.

Подробнее по данной теме в Колпашево.

08.08.2011. Лето, Новоселово 2011 год.

Лето 2011 село Новоселово
В Новоселово состоялся концерт посвященный дню села, в концерте принимала участие рок группа "PS".
Подробнее по данной теме в Колпашево.
Архив
  
  
Наши друзья
 
 
 
2008-2023 Copyright ©
Колпашево."Континент Техно"
При копировании материалов прямая ссылка обязательна
 
 сегодня: 19.04.2024 года   Сделать стартовой страницей.   

Колпашево   В мире   Мост в Колпашево   О Колпашево   История Колпашева   Авто   Компьютеры   Проблемы чтения   История России    Главная   Нарымский край