1. Время войн и надежд (первая четверть XIX в.) 1 Страница, 2 Страница, 3 Страница
Широко распространено мнение о существовавшей некогда изолированности Сибири, и особенно Нарымского края, от остальной России. Даже В.И. Ленин обронил фразу, ставшую впоследствии хрестоматийной, о царстве "патриархальщины, полудикости и самой настоящей дикости" в краях, простиравшихся "к северу от Томска".
А между тем по линии русской православной церкви из столицы, от Святейшего синода через Тобольскую, а затем и Томскую духовные консистории в Нарымское духовное правление, а оттуда уже по всем церквям края шел довольно значительный поток духовной, светской, политической информации.
На протяжении XVII-нач. XIX вв. основным источником вестей для жителей Кетского уезда и волости являлась Кетская Троицкая церковь. Колпашевский краеведческий музей располагает документами этой церкви перв. четв. XIX в. Около полутысячи листов, местами выцветших от времени, помогают понять, о чем размышляли, чем жили наши земляки в то время.
Священник Кетской Троицкой церкви Василий Попов в 1800 г. призывал прихожан молиться "о Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государе нашем императоре Павле Петровиче..." и членах его семьи. А в феврале 1801 г. отец Василий получил известие о том, что в Нарыме организуется русская школа, что определяют "в оную учителя достойного" и забирают в школу "всех священно- и церковнослужительских детей" для обучения. Посему глава Нарымского духовного правления повелел Василию Попову отправить в Нарым его сына Павнутия. Не знал батюшка: то ли радоваться этому, то ли огорчаться? Дорога хотя и не так далека, но все ж придется отрывать мальца от родного дома. Но ослушаться отец Василий не посмел. Нарымский благочинный грозил в случае непослушания донести "за противное сему... Его Преосвященству" в Тобольск. А кроме того, в письме приводилась ссылка на "Указ Его Императорского Величества Павла Петровича".
Мог ли тогда предположить батюшка, что спустя всего лишь полгода ему, Василию Попову, придется вскрывать пакет с красной сургучной печатью из Нарыма и читать сначала самому, а потом и прихожанам царский манифест о кончине Павла I и о вступлении на престол его сына Александра? Манифест, составленный 12 марта 1801 г., добирался до Кетска почти 3 месяца. Был он тревожен и загадочен.
У многих это известие породило вопросы: "С чего бы это так недолго царствовавший и не жаловавшийся на здоровье император Павел Петрович вдруг неожиданно скончался?" Но вслух вопросов не задавали - себе дороже.
Неожиданность известия о смерти Павла I вызывалась и тем, что еще и 2 недель не прошло с тех пор, как в Кетске живо обсуждали подписанный Павлом I Указ о старообрядцах.
Новый закон касался всех: и тех, кто отвергал церковные нововведения XVII в., и тех, кто их поддерживал. А так как Сибирь с давних времен была прибежищем старообрядцев, называемых также кержаками и раскольниками, то указ не мог не вызвать живого отклика.
А суть царского повеления состояла в следующем. По указам от 12 марта 1798 г. и 27 октября 1800 г. старообрядцам было дозволено иметь свои церкви и священников, а также запрещалось штрафовать их и наказывать духовными епитимиями за "небытие у исповеди и святого причастия, яко духовного прегрешения". И это сразу же поставило старообрядцев в некое привилегированное положение по отношению к другому старожильческому люду, по-прежнему подвергавшемуся штрафам. В результате многие "слабые в вере православные", чтобы не платить штраф, объявляли себя старообрядцами.
Подписав новый указ, Павел I вообще отменил штрафы. Для всех. Но взамен повелел тех, кто без уважительных o причин уклонялся от исповеди, подвергать церковным епи-тимиям, заставлять их в приходской церкви класть земные поклоны, "закоснелых же в том ставить публично на колени в церкви или притворе церковном, а если кто в том > упорствовать станет..., таковых посылать для исправления в монастыри по-прежнему, а поселянам, пока оного не исполнят, не давать для отъезда по промыслам их покормежных писем...".
Этот указ явился для священника Василия Попова руководством к действию, а для прихожан - предметом различных пересудов.
И вот Павла Петровича не стало. Новый XIX в. начался , царствованием нового императора. Каким этот век будет - вопросом не задавались. Однако от Александра I, как это всегда было принято на Руси, ждали благоприятных для себя перемен.
1. Время войн и надежд (первая четверть XIX в.) 1 Страница, 2 Страница, 3 Страница
продолжение статьи
Далее о истории Колпашева
Автор: Ю. К. Рассамахин
По материалам сборника научно-популярных очерков "Земля Колпашевская", 2000 год.