1.Рысь на щите (XVII в.) 1 страница, 2 страница, 3страница
"Рысь... - млекопитающее рода кошек. Длина тела 82- 105см, хвоста 20-30 см, высота в плечах 60-65 см, вес обычно 8-15 кг (как исключение до 32 кг). Ноги сильные, относительно длинные, лапы очень широкие. На ушах длин ные кисточки волос..." Эти сухие энциклопедические строки вряд ли объяснят, почему Кетску императорским ука-зом был пожалован герб с изображением рыси на щите. Если в 1785 г. Томску был утвержден герб "в зеленом поле серебряная лошадь, в знак того, что лошади сей округи почитаются лучшими", а Нарыму - герб "в синем поле золотую большую стерлядь потому, что оные ловятся в реке Оби отменной величины близ города", то Кетску его герб, конечно же, утвердили из-за обилия рыси в окружающих таежных глухоманях.
Но в самом начале своей истории Кетск герба не имел, хотя рысь в Прикетье водилась всегда. Как же начинался Кетск? При своем движении "встречь солнцу", на восток русские закладывали опорные пункты - остроги. В 1602 г. в верховьях р. Кети под руководством сургутского казачьего атамана Тугарина Федорова был построен еще один, названный по реке Кетеким. Но жизнь его на этом месте оказалась недолгой: между 1606 и 1610 гг. крепость перенесли вниз по течению р. Кети, ближе к Тогурскому устью. Причина была простой: трудность доставки в острог хлебных запасов по кетскому вершинному мелководью. К тому же и Нарымский острог, основанный в 1596 г., оказался далеко за спиной. Это отнюдь не прибавляло силы и уверенности русским первопроходцам, оказавшимся в окружении "неприветливых остяков да прикочевывавших к острогу воинственных тунгусов". Словом, новый Кетск срубили примерно там, где впоследствии расположилось русское село Кетское.
Что из себя представлял острог? Это была небольшая деревянная (вероятно, кедровая) крепость, длиной 15 и шириной 7,5 саженей - примерно 30 х 15 м. Высокий частокол из бревен более или менее надежно защищал обитателей острога от неприятеля. Стоявшая на высоком берегу крепость контролировала водную дорогу - путь первопроходцев, промышленников, торговцев и прочего люда на восток.
Но вскоре оказалось, что место выбрано не вполне удачно: берег р. Кети, хотя и был высокий, но, подмываемый водою, уже к 1612 г. вплотную приблизился к острожной стене, угрожая обвалить ее в реку.
Кроме того, деревянный Кетск постоянно страдал и от другой напасти - огня. В 1627 г. острог сгорел полностью. Воевода Данила Полтев, приехавший в это время сме-нить прежнего кетского воеводу Ивана Петровича Колог-ривова, доносил в Тобольск: "Велено мне быть на службе в Сибири в Кетском остроге на место Ивана Кологриво-ва... и я приехал в Кетский острог на пустое место, острог сгорел весь без остатка, не осталось ни одной хоромины, а сгорел острог за три недели до моего приезда 1627 года 29 июля, и в те три недели Иван Кологривов лесу на острог не приготовил ничего". Далее Данила Полтев докладывал: "И я приехал в Кетский острог 21 августа, начал с того же дня готовить лес сургутскими годовальщиками и проезжими торговыми и промышленными людьми. Приготовив лес, я поставил острог на том же месте на берегу (левый берег. - П. Буцинский) реки Кети, на плоском месте, с речной стороны яр, а острог делался вверх три сажени без локтя (ок. 6м.- Ю.Р.), бревна ставлены иглою (перпендикулярно. - П. Буцинский), в длину 15 саж., поперек 9 саж. (примерно 30 х 18 м. - Ю.Р.), в нижней стене по углам поставлены две избы и на одной из них сделал' караул; да в остроге поставил амбары для всякой государственной казны - пороху, свинцу, хлеба и денег...".
В пожаре сгорела и острожная церковь. Для жителей это была невосполнимая утрата. И дело здесь даже не в гибели храмового сооружения: в конце концов его можно! было отстроить заново. Но в свое время Кетской церквщ пожаловал утварь сам Михаил Федорович - первый русский царь из династии Романовых! А что могло быть дороже царского подарка?
14 лет простоял Кетск без своей церкви. И лишь в 1641 г. построили новую, освященную, как и прежнюю, во имя Святой Троицы. Жители острога, воздвигнувшие храм - "2 десятника с 20 чел. служащих казаков и стрельцов, .да ружники, поп Михаилище Матвеев с товарищами 8 чел., - били челом государю о пожертвовании в церковь "местного образа царского ангела, образов праздников господских, деисусов риз, и всякого церковного строения".
Просили с памятью о том, что в церковь старого острога были пожертвованы царем Михаилом упомянутые выше священные предметы.
Мы не знаем, успел ли откликнуться царь на челобитную. Но получение кетским воеводой грамоты о том, что "в нынешнем во 153 году (1645 г. - Ю.Р.), июля против 13 числа, в ночи, волею Божию Отца нашего, Великого государя, Царя и Великого князя Михаила Федоровича, всея Руси самодержца не стало", наверняка в далекой сибирской крепостице было воспринято с печалью.
Сибирь была приведена к присяге новому царю - Алексею Михайловичу, сыну царя Михаила и будущему отцу пока еще не родившегося Петра Великого. Но не касались эти новости Кети, которая катила и катила свои коричневые воды, по-прежнему подмывая берега и преподнося Кетску старые и новые проблемы.
Последний перенос острога случился в 1661 г. Правда, церковь сразу же перенести не удалось, и ее в 1662 г. совсем подмыло. А новый острог, хотя немного отдалился от речного русла, но встал крепко, на хорошем, неразмываемом берегу кетской протоки.
Посланник царя Алексея Михайловича в Китай Николай Милеску Спафарий в 1675 г. так описывал свою встречу с Кетском: "Июня в 8-й день приехали в Кецкой острог. А Кецкой острог стоит на красном месте... А в Кецком дворов с 20, да церковь Живоначальные Троицы да Николы Чудотворца. А поехали из Кецкого... протокою, а тою протокою ходу верста. А та протока выпала из Кети и опять впала в Кеть".
1.Рысь на щите (XVII в.) 1 страница, 2 страница, 3страница
продолжение статьи
Далее о истории Колпашева
Автор: Ю. К. Рассамахин
По материалам сборника научно-популярных очерков "Земля Колпашевская", 2000 год.